Как частные инвесторы развивают транспортную инфраструктуру Москвы

Как частные инвесторы развивают транспортную инфраструктуру Москвы

Москва постоянно растет: возводится жилье, коммерческие, социальные и образовательные объекты, осваиваются бывшие промзоны. При этом растет нагрузка на общественный транспорт и дорожную сеть. Эта инфраструктура нуждается в постоянном развитии и обновлении, что требует значительных финансовых вложений и долгосрочного планирования

Для экономии бюджетных средств и вовлечения в реализацию проектов в этой сфере надежных и квалифицированных контрагентов город использует механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП).

Владимир Ефимов
Владимир Ефимов
Заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений
«Государственно-частное партнерство позволяет привлекать средства и компетенции бизнеса к реализации важнейших инфраструктурных проектов, в том числе в транспортной отрасли. Столица одной из первых в России начала использовать механизмы ГЧП, и сегодня мы уже видим результаты совместной работы с инвесторами. В Москве по концессионному соглашению будет построена новая автодорога – Северный дублер Кутузовского проспекта. По контрактам жизненного цикла, предусматривающим как поставку, так и обслуживание, обновляется общественный транспорт: в метро становится все больше вместительных и комфортных поездов, закупаются трамваи нового поколения и экологичные электробусы

В целом в Москве объем соглашений в сфере государственно-частного партнерства превышает 1,1 триллиона рублей. На концессионные проекты приходится более 118 миллиардов рублей, более 272 миллиардов рублей — на долгосрочные контракты с инвестиционной составляющей и более 527 миллиардов рублей — на контракты жизненного цикла.

Инфраструктура за счет инвестора

Для привлечения инвестиций в развитие городской среды российская столица использует концессии. Подписав концессионное соглашение, бизнес обязуется создать или реконструировать имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать городу. 

Сегодня в Москве заключено 7 концессионных соглашений, два из них – в транспортной сфере. Так, по концессионному соглашению, подписанному на 40 лет, строится Северный дублер Кутузовского проспекта (СДКП). Инвестор АО «Новая концессионная компания» вложит порядка 68 миллиардов рублей в реализацию проекта. 

Проект предполагает создание от международного делового центра «Москва-Сити» до МКАД платной бессветофорной автомагистрали протяженностью около 11 километров, дублер спроектирован на максимальную расчетную скорость 100 км/ч. СДКП будет оборудован удобными развязками с городской дорожной сетью. Новая трасса снизит нагрузку на Кутузовский проспект и Можайское шоссе, а также в целом улучшит транспортную ситуацию в районе Делового центра и Западном административном округе Москвы. Проект будет окупаться за счет сбора платы за проезд, предельный размер которой определит город.

В настоящее время на объекте строятся эстакады и мосты, съезды и тоннель. Кроме этого, инвестор выполняет замену старых инженерных коммуникаций, которые проложены в местах строительства.

«Северный дублер Кутузовского проспекта – важная и очень ожидаемая москвичами магистраль, поэтому стараемся работать как можно быстрее и без потери качества. Уже сейчас мы можем с уверенностью сказать, что дублер поможет москвичам сэкономить время в пути на работу и домой. На западе столицы уменьшится количество и протяженность пробок, а вместе с ними – сократится количество вредных выбросов в атмосферу. Ведь известно, что значимый ущерб экологии причиняют автомобили, простаивая в образовавшихся заторах», – отметил директор АО «Новая концессионная компания» Денис Янев. 

Примечательно, что проект реализуется с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов группы «Газфонд» и консорциума иностранных инвесторов во главе с Российским фондом прямых инвестиций. Организатором финансирования выступает управляющая компания «Лидер».

Еще одна концессия предполагает строительство канатной дороги над Химкинским водохранилищем протяженностью 2,3 километра. У канатки есть ряд преимуществ, в числе которых экологичность, практически бесшумный, тихий ход, низкие эксплуатационные расходы и незначительные энергетические затраты. Кроме того, для размещения канатных дорог нужно значительно меньше земли, чем для автодорог или рельсов для наземного общественного транспорта, поэтому при их строительстве не требуется масштабного освобождения территорий – это позволяет сохранить в целости зеленые насаждения.

Транспорт с многолетним сервисом

Общественный транспорт Москва обновляет с помощью контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Такие договоры предусматривают не просто госзакупку техники и оборудования, но и дальнейшее обслуживание и ремонт со стороны поставщика в течение всего жизненного цикла. 

Максим Ликсутов
Максим Ликсутов
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
Постоянно обновлять транспортный парк столицы — задача, которую поставил Мэр Москвы. Московский метрополитен первым в стране начал закупать и обслуживать поезда по таким контрактам, что позволило нам повысить качество обслуживания и регулярно экономить до 15% расходов. Переход на такую модель обеспечивает бесперебойную работу и снижает до минимума возникновение технических неисправностей. Это делает содержание транспорта еще более эффективным, безопасным и выгодным. КЖЦ — это современное решение крупного мегаполиса, которое гарантирует пассажирам стабильный и качественней сервис

За счет долгосрочного характера сделки КЖЦ дают городу возможность получить наилучшее соотношение цены и качества оборудования и его сервиса, а также равномерно и прогнозируемо распределить расходы бюджета. Сегодня на контракты жизненного цикла приходится почти половина объема заключенных столицей ГЧП-соглашений.

Александр Прохоров
Александр Прохоров
Руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы
С помощью контрактов жизненного цикла столица обновляет подвижной состав метрополитена и городской трамвайный парк. С поставщиками подписано два КЖЦ на закупку 1432 вагонов метро. Срок каждого такого контракта — 30 лет, объем поставки по ним составляет почти 275 миллиардов рублей. Также по трем другим КЖЦ на сумму почти 90 миллиардов рублей поставляются низкопольные трамваи: всего по заключенным контрактам город приобретает 504 трамвайных вагона нового поколения с тридцатилетним сервисом

С 2018 года город подписывает КЖЦ на поставку электробусов, которые считаются одним из самых перспективных видов общественного транспорта. Они не используют механические тормоза, не выбрасывают в воздух токсичные вещества, что особенно важно в городских условиях. Кроме того, электробусы обладают повышенной производительностью и надежностью по сравнению с транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания, бесшумно работают, имеют низкий пол, который обеспечивает доступность транспорта для маломобильных пассажиров.

За три года Москва подписала семь контрактов на 60,6 миллиарда рублей, предусматривающих поставку и обслуживание 1000 единиц транспорта, а также поставку 100 УБЗС и их сервисное обслуживание. Первые два КЖЦ на электробусы столица заключила весной 2018 года: их совокупная цена составила 12,8 миллиарда рублей, город приобрел 200 машин. В 2019 и 2020 годах Москва подписала три контракта с совокупной ценой 23,7 миллиарда рублей: производители поставят в рамках этих контрактов 400 машин. Еще два КЖЦ на сумму 24,1 миллиарда рублей заключено в этом году: по ним предусмотрена поставка 400 электробусов.

По итогам конкурсных процедур поставку и обслуживание экологичного транспорта в Москве будут осуществлять ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ» и ПАО «КАМАЗ». На базе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода КАМАЗ также запустил сборочное производство электробусов, оснащенное современным технологическим оборудованием – станками, инструментами и другими необходимыми приспособлениями. Проектная мощность производства – 500 электробусов в год.

Артем Барашев
Артем Барашев
Директор Городского агентства управления инвестициями
Развитие транспортной инфраструктуры с помощью государственно-частного партнерства выгодно не только городу, но и бизнесу. Концессии позволяют инвесторам получать доходы в течение длительного срока, справедливо распределять риски между сторонами, иметь государственную защиту вложений. КЖЦ обеспечивают поставщикам загрузку мощностей на длительный период, гарантируют доход в течение всего срока действия контракта. О том, что механизмы пользуются спросом у инвесторов, говорят цифры: в транспортной сфере они заключили с городом КЖЦ на сумму порядка 450 миллиардов рублей и подписали концессии на 71 миллиард рублей

В будущем Москва планирует для развития транспортной инфраструктуры использовать не только формат концессий и КЖЦ,  но и офсетные контракты – например, в машиностроении. Офсет предусматривает поставку продукции и встречные инвестиционные обязательства поставщика – создание, модернизацию или освоение производства такого товара на территории Москвы. А с июля 2022 года у бизнеса появится возможность заключать офсетные контракты еще и на оказание услуг. Одним из перспективных направлений станут услуги зарядки электротранспорта: например, исполнитель сможет инвестировать в импортозамещающее производство батарей на территории столицы.

Спасибо,
что подписались на нашу рассылку