Как частные инвесторы развивают транспортную инфраструктуру Москвы
Для экономии бюджетных средств и вовлечения в реализацию проектов в этой сфере надежных и квалифицированных контрагентов город использует механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП).

В целом в Москве объем соглашений в сфере государственно-частного партнерства превышает 1,1 триллиона рублей. На концессионные проекты приходится более 118 миллиардов рублей, более 272 миллиардов рублей — на долгосрочные контракты с инвестиционной составляющей и более 527 миллиардов рублей — на контракты жизненного цикла.
Инфраструктура за счет инвестора
Для привлечения инвестиций в развитие городской среды российская столица использует концессии. Подписав концессионное соглашение, бизнес обязуется создать или реконструировать имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать городу.
Сегодня в Москве заключено 7 концессионных соглашений, два из них – в транспортной сфере. Так, по концессионному соглашению, подписанному на 40 лет, строится Северный дублер Кутузовского проспекта (СДКП). Инвестор АО «Новая концессионная компания» вложит порядка 68 миллиардов рублей в реализацию проекта.
Проект предполагает создание от международного делового центра «Москва-Сити» до МКАД платной бессветофорной автомагистрали протяженностью около 11 километров, дублер спроектирован на максимальную расчетную скорость 100 км/ч. СДКП будет оборудован удобными развязками с городской дорожной сетью. Новая трасса снизит нагрузку на Кутузовский проспект и Можайское шоссе, а также в целом улучшит транспортную ситуацию в районе Делового центра и Западном административном округе Москвы. Проект будет окупаться за счет сбора платы за проезд, предельный размер которой определит город.
В настоящее время на объекте строятся эстакады и мосты, съезды и тоннель. Кроме этого, инвестор выполняет замену старых инженерных коммуникаций, которые проложены в местах строительства.
«Северный дублер Кутузовского проспекта – важная и очень ожидаемая москвичами магистраль, поэтому стараемся работать как можно быстрее и без потери качества. Уже сейчас мы можем с уверенностью сказать, что дублер поможет москвичам сэкономить время в пути на работу и домой. На западе столицы уменьшится количество и протяженность пробок, а вместе с ними – сократится количество вредных выбросов в атмосферу. Ведь известно, что значимый ущерб экологии причиняют автомобили, простаивая в образовавшихся заторах», – отметил директор АО «Новая концессионная компания» Денис Янев.
Примечательно, что проект реализуется с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов группы «Газфонд» и консорциума иностранных инвесторов во главе с Российским фондом прямых инвестиций. Организатором финансирования выступает управляющая компания «Лидер».
Еще одна концессия предполагает строительство канатной дороги над Химкинским водохранилищем протяженностью 2,3 километра. У канатки есть ряд преимуществ, в числе которых экологичность, практически бесшумный, тихий ход, низкие эксплуатационные расходы и незначительные энергетические затраты. Кроме того, для размещения канатных дорог нужно значительно меньше земли, чем для автодорог или рельсов для наземного общественного транспорта, поэтому при их строительстве не требуется масштабного освобождения территорий – это позволяет сохранить в целости зеленые насаждения.
Транспорт с многолетним сервисом
Общественный транспорт Москва обновляет с помощью контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Такие договоры предусматривают не просто госзакупку техники и оборудования, но и дальнейшее обслуживание и ремонт со стороны поставщика в течение всего жизненного цикла.

За счет долгосрочного характера сделки КЖЦ дают городу возможность получить наилучшее соотношение цены и качества оборудования и его сервиса, а также равномерно и прогнозируемо распределить расходы бюджета. Сегодня на контракты жизненного цикла приходится почти половина объема заключенных столицей ГЧП-соглашений.

С 2018 года город подписывает КЖЦ на поставку электробусов, которые считаются одним из самых перспективных видов общественного транспорта. Они не используют механические тормоза, не выбрасывают в воздух токсичные вещества, что особенно важно в городских условиях. Кроме того, электробусы обладают повышенной производительностью и надежностью по сравнению с транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания, бесшумно работают, имеют низкий пол, который обеспечивает доступность транспорта для маломобильных пассажиров.
За три года Москва подписала семь контрактов на 60,6 миллиарда рублей, предусматривающих поставку и обслуживание 1000 единиц транспорта, а также поставку 100 УБЗС и их сервисное обслуживание. Первые два КЖЦ на электробусы столица заключила весной 2018 года: их совокупная цена составила 12,8 миллиарда рублей, город приобрел 200 машин. В 2019 и 2020 годах Москва подписала три контракта с совокупной ценой 23,7 миллиарда рублей: производители поставят в рамках этих контрактов 400 машин. Еще два КЖЦ на сумму 24,1 миллиарда рублей заключено в этом году: по ним предусмотрена поставка 400 электробусов.
По итогам конкурсных процедур поставку и обслуживание экологичного транспорта в Москве будут осуществлять ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ» и ПАО «КАМАЗ». На базе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода КАМАЗ также запустил сборочное производство электробусов, оснащенное современным технологическим оборудованием – станками, инструментами и другими необходимыми приспособлениями. Проектная мощность производства – 500 электробусов в год.

В будущем Москва планирует для развития транспортной инфраструктуры использовать не только формат концессий и КЖЦ, но и офсетные контракты – например, в машиностроении. Офсет предусматривает поставку продукции и встречные инвестиционные обязательства поставщика – создание, модернизацию или освоение производства такого товара на территории Москвы. А с июля 2022 года у бизнеса появится возможность заключать офсетные контракты еще и на оказание услуг. Одним из перспективных направлений станут услуги зарядки электротранспорта: например, исполнитель сможет инвестировать в импортозамещающее производство батарей на территории столицы.