Рынок коммерческой недвижимости Москвы демонстрирует устойчивость

На рынке торгово-офисной недвижимости, несмотря на сокращение объемов введенных площадей, ситуация остается стабильной. В 2022 году в столице было введено 340 тысяч квадратных метров новых офисных площадей – на 42 процента меньше, чем годом ранее. Несмотря на это, сегмент продемонстрировал достаточно хорошую активность и устойчивость: доля вакантных пространств на конец года составила 10,6 процента, что соответствует среднему уровню в мировой практике. Этому способствовали изменения спроса и поведения арендаторов: компании уходили с рынка, меняли классы офисов в связи со сменой бизнес-стратегий, переселяли сотрудников в коворкинги или отправляли на удаленную работу. Изменилась также отраслевая структура арендаторов офисов: если ранее лидерами были компании сфер ИТ и телекоммуникаций, то в 2022 году почти 50 процентов спроса пришлось на компании производственного и добывающего сектора, а также банковские структуры. Кроме того, около 80 процентов всех сданных в прошлом году офисов относится к классу А, более рентабельному из-за незначительной разницы в затратах на строительство при более высоких арендных ставках, отметила Мария Багреева.
В большей степени изменение конъюнктуры рынка коммерческой недвижимости отразилось на торговых площадях: их ввод в эксплуатацию в 2022 году снизился в 2,8 раза и составил 124 тысячи квадратных метров. Однако эта тенденция не оказала заметного влияния на сегмент. Вакантность на нем выросла всего на два процентных пункта – с 10 до 12 процентов, несмотря на уход более 100 иностранных брендов. Ушедшие фирмы смогли быстро заместить производители из России и дружественных стран, которые открывали новые и увеличивали уже имеющиеся точки продаж.
Крупные торговые центры площадью от 50 тысяч квадратных метров оставались менее востребованными у посетителей, их посещаемость продолжала снижаться в связи с ростом популярности онлайн-шопинга. Однако районные центры площадью до 10 тысяч квадратных метров показывают увеличение посещаемости в среднем по году и востребованность у арендаторов. Для поддержания интереса жителей к посещению торговых центров создаются дополнительные точки притяжения за счет редевелопмента свободных или нерентабельных площадей. Для увеличения трафика собственники отдают пространства под фитнес-клубы, спа-комплексы, офисы или переориентируют часть площадей под склады.