Владимир Ефимов: Объем промышленного производства в городе удвоился

Владимир Ефимов: Объем промышленного производства в городе удвоился

О «зеленых» облигациях, развитии технологий и приоритетном производстве в городе рассказывает вице-мэр Москвы по экономической политике Владимир Ефимов

— Сначала о теме, которая будет интересна широкому кругу москвичей и не только. Это программа «зеленых» облигаций. Дело в том, что «зеленые» облигации, как я понимаю, — абсолютно ликвидные, причем ликвидные по цене размещения: город готов их в любой момент выкупить по цене, а купон, собственно, представляет свой процент. То есть это как депозит, при котором ты не получаешь проценты, если забираешь его раньше, но гарантированно получаешь основной вклад.

— Сейчас идет активное размещение «зеленых» облигаций для населения. В 2021 году мы сделали первый в стране выпуск субфедеральных «зеленых» облигаций на 70 млрд, где облигации могли купить и юридические лица, и физические лица. Мы увидели спрос со стороны населения, и в этом году сделали небольшое размещение на 2 млрд исключительно для «физиков». Вы правильно сказали, что это, с одной стороны, ликвидная ценная бумага. Город по первому требованию в любой момент, до истечения двухлетнего срока на обращение облигации, берет на себя обязательства выкупить у физического лица данную ценную бумагу, и при этом доход будет купонно выплачен за каждый день владения этой бумагой.

— Но я иначе это понимал: думал, что купон раз в квартал и что если ты недотянул до квартала, то все-таки получаешь обратно деньги без процентов.

— Нет, вы получаете раз в квартал купон, и доход выплачивается по ставке 8,5% до НДФЛ. И если в какой-то момент вы решили продать ценную бумагу, то деньги выплачиваются за фактическое владение внутри квартала, даже если целый квартал еще не прошел.

— То есть это лучше, чем депозит?

— Безусловно. По сути, это вклады до востребования со ставкой 8,5%. При этом если мы говорим про саму ставку 8,5%, то это хорошая ставка для размещения в банке. Не каждый банк предложит такую ставку по депозиту, при этом в большинстве случаев это либо безотзывные депозиты, либо с ограничениями по минимальному либо по максимальному объему средств.

— А городу чем это выгодно?

— Средства, полученные от размещения облигаций, мы направляем в развитие транспортной инфраструктуры, например на приобретение электробусов. А все наши расходы, которые носят инвестиционный характер, возвращаются к нам в виде налогов. И благодаря хорошей, в первую очередь транспортной, инфраструктуре у нас реализуется большое количество инвестиционных проектов. Поэтому для нас в любом случае это проект важный. Кроме того, мы понимаем, что выпуск таких облигаций — это отчасти повышение финансовой грамотности, но и в целом в текущей ситуации для населения это хороший инструмент для сбережения.

— Но если бы вы просто взяли кредит, у вас бы его не забрали. А владельцу облигации вы обещаете вернуть деньги в любой момент. Насколько это является дополнительным финансовым риском?

— Мы, выпуская «зеленые» облигации, понимаем, что это в том числе и социальный проект, созданный для того, чтобы каждый желающий мог поучаствовать в реализации «зеленых» программ в городе.


— Как распространяются эти облигации? Через банки на всей территории страны или только в Москве?

— Они распространяются через специальное приложение Московской биржи. У нас идет эксклюзивное размещение через данную платформу, но зарегистрироваться может любой человек из любого региона. Также тут важно отметить, что облигации не будут обращаться на бирже. И нет никакого риска с точки зрения того, что ликвидность в какой-то момент упадет.


— Как оценивается спрос на данный момент?

— Спрос высокий. Мы идем в том графике, который ожидали. На сегодняшний момент половина облигаций выкуплена.

— В прошлом году я вам задавал много вопросов по поводу экономики каршеринга, такси, потому что мы все понимали, что есть проблема с автомобилями. Как складывается ситуация в этом году?

— Мы видим, что автопарк серьезно обновился. Это дорого стоило городу, потому что шло в том числе за счет городских субсидий. У нас есть фиксированная программа по объему субсидирования для приобретения таких автомобилей, и мы ее не увеличивали, поскольку это рентабельная коммерческая деятельность. Поэтому для нас, как, впрочем, и для операторов рынка, большой проблемой это не стало.

— Поговорим о новой промышленной политике города. Одно из важных явлений в этой области — это технопарк «Руднево». Недавно я, кстати, беседовал с представителем компании «Аэромакс», одним из основных резидентов технопарка, одним из основных производителей беспилотников. Каков масштаб этого проекта? И, помимо беспилотников, какие еще ключевые проекты реализуются сейчас в «Руднево»?

— Когда мы начинали проект «Руднево», то не ставили перед собой цель создать в технопарке центр беспилотной авиации. Но в процессе реализации с учетом складывающейся ситуации, запроса на рынок родилась идея совместно с министерством промышленности, с «Платформой Национальной технологической инициативы» (НТИ) сделать именно федеральный центр по беспилотной авиации, который на сегодняшний момент управляется автономной некоммерческой организацией. Если говорить в целом про «Руднево», то оно является лишь частью, одной из площадок нашей особой экономической зоны. У нас есть также большие площадки в Зеленограде, в Печатниках на Волгоградском проспекте. И это еще одна большая площадка, которую мы сейчас активно застраиваем. На сегодняшний момент это 120 тысяч квадратных метров. В процессе строительства, которое мы планируем в этом году закончить, у нас еще около 200 тысяч квадратных метров. И есть планы по строительству еще порядка 250-300 тысяч квадратных метров. Это все будут промышленные площади, на которых разместятся производители не только беспилотных авиационных систем. Например, уже сейчас там есть и работают предприятия по производству банкоматов, предприятия по производству сортировочного оборудования для утилизации бытовых отходов, предприятия медицинской направленности по производству протезов. И ряд других компаний, которые арендуют площади у нас по льготной ставке как резиденты особой экономической зоны.

— Раньше компании строили свои заводы, фабрики с определенным профилем самостоятельно. Здесь же создается крупная промышленная зона, технопарк, который сдается в аренду самым разным промышленным производителям. В чем преимущества такого подхода? Почему бы компании просто не брать землю за рубль и построиться на этой земле (это другая московская программа)? Что выгоднее, земля за рубль или великий технопарк?

— Обе программы пользуются высоким спросом в городе. Кто-то предпочитает построить свое производственное помещение, либо на существующей площадке создать новые производственные мощности, либо на новом земельном участке построить свой объект. А кто-то предпочитает взять землю в аренду. Если же в целом поговорить про московскую промышленность, у нас более 3,5 тысячи промышленных предприятий, из которых крупных, серьезных примерно 750-800. Остальные это, как правило, малый и средний бизнес, которому проще и выгоднее арендовать. Представители малого и среднего бизнеса с удовольствием арендют площади у нас в технополисе, получая еще и резиденцию, и налоговые льготы. Мы понимаем, что для нас важно развитие этой площадки с точки зрения создания мест приложения труда. И конечно, размещение большого количества разных промышленных предприятий на одной площадке дает синергетический эффект. Многие предприятия начинают между собой взаимодействовать, поставлять друг другу необходимые комплектующие, товары. Мы видим это на примере нашей площадки в Печатниках, где у нас тоже десятки резидентов под одной крышей, и эффект от этого очень хороший. Помимо эффективности, это еще и совместное «колхозное», коммунальное использование промышленной инфраструктуры, логистики.

— Давайте резюмируем, какие здесь есть преференции, которые нельзя получить в самостоятельном плавании?

— Во-первых, льготная ставка аренды: у нас есть строительная себестоимость, и мы рассчитываем ставку через возврат наших инвестиций за 15 лет. Далее — это налоговые льготы, которые получают резиденты особой экономической зоны. Кроме того, это и нулевые ставки по имущественным налогам, и нулевая ставка по налогу на прибыль, и субсидирование процентной ставки по инвестиционным займам. К слову, на сегодняшний момент мы просубсидировали займов на сумму более 240 млрд рублей. Это большой объем, если сравнивать с объемом инвестиций в промышленность в целом (последние годы эта цифра растет и составляет сейчас порядка 370 млрд рублей).

— А как промышленность растет в Москве?

— Растет очень хорошо. Если брать данные за последние пять лет, то объем промышленного производства в городе практически удвоился. Ни в период пандемии, ни в прошлом году мы не наблюдали сокращения объемов производства промышленности. Если брать текущий год, то, например, в сфере обрабатывающей промышленности за первые четыре месяца мы имеем динамику 8,5%. Плюс за прошлый год это было свыше 6%. И именно высокая степень диверсификации промышленных предприятий позволяет промышленному производству города развиваться. Есть и сложности, конечно. Например, в прошлом году у нас остановился бывший завод Renault. И мы перезапустили производство только в конце года. Безусловно, если мы берем отрасль автомобилестроения, у нас там полный минус. Но при этом есть целый набор других отраслей, которые чувствовали себя уверенно, потому что с учетом введенных ограничений был рост внутреннего спроса.

В этих технопарках есть ли очередь, конкурс? Или всегда имеются вакантные площади?

Вакантных площадей, к сожалению, у нас нет вообще. Если говорить про конкурс, то он действительно есть: мы отдаем приоритет высокотехнологичным предприятиям, которые, со своей стороны, готовы вложить существенный объем инвестиций в оборудование, чтобы площади, которые мы создаем за счет бюджета, давали нам максимально возможную добавленную стоимость.

— Что касается «земли за рубль», тут ведь тоже земля не безгранична. Есть ли тут очередь и какого типа предприятия предпочитают эту форму размещения?

— Самые разные сектора и абсолютно разные сферы предприятий обращаются к нам за земельными участками. На сегодняшний момент мы заключили 14 договоров аренды, предоставили 31 гектар для строительства. Площадки для аренды еще есть. Но мы, прежде чем предоставлять земельный участок, всегда проверяем и финансовую модель кандидата, и наличие средств на строительство планируемого объекта. И только после этого принимаем решение о предоставлении земельного участка.

— А офсетные контракты как форма развития промышленности как и в каких областях себя проявили?

— Офсетных контрактов на сегодняшний момент у нас 12. Это вроде бы немного, но если говорить про объемы, то это почти 100 млрд рублей.

— Давайте поясним, в чем специфика офсетного контракта.

— Это долгосрочный контракт на поставку тех или иных товаров для нужд города, для обеспечения потребностей функционирования города. Офсетный контракт включает в себя инвестиционные обязательства поставщика по созданию либо модернизации существующего производства.

— Если брать, например, важный проект, связанный с производством автомобилей «Москвич», он по офсетному контракту производится?

— Нет, «Москвич» по офсетному контракту не производится. Мы покупаем автомобили, в том числе и «Москвичи», для нужд города, но объемы закупок автотранспорта у нас все-таки не такие, чтобы заключать офсетный контракт. В данном случае мы используем своего рода аналог офсетного контракта: заключаем долгосрочные контракты жизненного цикла, которые включают в себя поставку и последующее обслуживание транспортных средств. Но офсет там не нужен.

— Почему?

— Потому что уже есть действующее производство, и это обязательство в данном случае было бы избыточным. А офсетные контракты работают, например, при поставке медицинских препаратов. У нас семь офсетных контрактов именно в сфере медицины. Здесь это хорошо работает: более четверти медицинских препаратов, которые мы закупаем, мы полностью импортозаместили. То есть речь здесь идет об организации производства на территории Москвы по тем препаратам, которые раньше в стране не производились. При этом мы получаем достаточно большой дисконт от существующих цен. У нас в активной стадии реализации поставки три контракта по медикаментам. Построено два крупных завода.

— Скажите, а какие именно это медикаменты?

— Есть крупный офсетный контракт по поставке онкологических препаратов. При этом мы обеспечиваем больше половины своих потребностей по поставке онкологических препаратов. Большая часть именно этих препаратов локализована в стране благодаря офсетному контракту и организовано производство на площадке «Алабушево» нашей особой экономической зоны.
Если вкратце подвести итоги года, то понятно, что самый большой промышленный провал был в автомобильном секторе Москвы, который, надеюсь, будет восполняться в скором времени. А какие отрасли показали самый большой рост?
Владимир Ефимов: Быстрее всего росло как раз производство медицинских изделий, медикаментов, а также производство одежды и продуктов питания. Такой рост в этих сферах обусловлен повышенным внутренним спросом и кооперацией отраслей промышленности между собой.

Спасибо,
что подписались на нашу рассылку